Как законодательство влияет на мониторинг цен и ассортимента

Законно ли парсить данные конкурентов? Нарушают ли антимонопольные нормы динамическое ценообразование? Легально ли скачивать данные о ценах и ассортименте с сайтов конкурентов? В статье разберём, как законодательство влияет на мониторинг цен и ассортимента.
Законодательная база для мониторинга цен
1. Право на добросовестную конкуренцию

Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» защищает рынок от недобросовестной конкуренции. Мониторинг цен разрешён, если он используется для анализа рынка, а не для координации действий с конкурентами.

Так, если мониторинг цен используется для сговора, манипуляции рынком или нанесения ущерба конкурентам, это расценивается как недобросовестная конкуренция. Нельзя использовать результаты мониторинга для координации действий с конкурентами, например: установления единых минимальных или максимальных цен или согласования скидок или акций.

2. Право на информацию

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт право собирать, использовать и распространять общедоступную информацию. Однако доступ к данным, защищённым пользовательскими соглашениями или конфиденциальностью, ограничен.

3. Гражданские права

Гражданский кодекс РФ (статья 182) регулирует полномочия представителей компаний, которые ведут сбор данных, например, в торговых точках. Мониторить можно только в рамках установленных правил.

4. Ограничения в офлайн-магазинах

Вопросы посещения торговых точек регулируются внутренними правилами магазинов и законом об охране. Охранники могут пресекать действия специалистов, если нарушаются правила поведения.
Законно ли парсить данные конкурентов
Парсинг — это процесс автоматического сбора данных с сайтов для мониторинга цен и ассортимента. Его легальность зависит от ряда факторов: природы данных, методов их получения и соблюдение законодательства.
Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ общедоступная информация — это сведения, доступ к которым не ограничен законом или иными правовыми актами.

К таким данным относятся:
  • Цены, представленные на сайтах интернет-магазинов.
  • Описание ассортимента, включая характеристики товаров.
  • Условия доставки, акции и скидки, которые видны всем пользователям.

Общедоступной информацией можно пользоваться без предварительного согласования с владельцем сайта. При сборе данных профессиональный парсер «имитирует» поведение обычного посетителя, только принципиально быстрее.

Таким образом, парсер «посещает» нужный сайт и «переписывает» оттуда искомую информацию. Как если бы вы заходили в карточки товаров и вручную переписывали цены в таблицу. Парсер освобождает от такой рутины и автоматизирует процесс.

А вот сбор персональных данных пользователей без их согласия нарушает Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Данные, ограниченные для внутреннего использования, не могут быть извлечены или использованы без разрешения. Кроме того, запрещено собирать данные о транзакциях.

В Metacommerce мы работаем исключительно с общедоступной информацией и не затрагиваем конфиденциальные или коммерческие данные. Например, мы не извлекаем историю заказов или информацию о банковских картах, которые могут находиться в личном кабинете интернет-магазина.

Таким образом, парсить данные законно, если не нарушать работу сайтов и собирать общедоступную информацию.
Нарушают ли антимонопольные нормы динамическое ценообразование
Динамическое ценообразование — это стратегия, при которой цены на товары и услуги изменяются в реальном времени в зависимости от различных факторов, таких как спрос, конкуренция, время суток и десятки других параметров.
Согласно Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции», любое согласование цен между компаниями, даже косвенное, запрещено. Это касается как явного сговора, так и скрытой координации через алгоритмы или посредников.

Динамическое ценообразование, основанное на самостоятельных данных компании, считается законным и входит в рамки свободного рынка. Если алгоритмы формируют цены, опираясь исключительно на внутренние показатели, такие как затраты, спрос или стратегия бренда, они не нарушают законодательство.

Риски возникают, если, к примеру, компании злоупотребляют доминирующим положением и пользуются динамическим ценообразованием для вытеснения конкурентов или создания барьеров для новых игроков.

Таким образом, динамическое ценообразование остаётся законным инструментом, если оно используется для достижения собственных бизнес-целей и не предполагает согласования действий с конкурентами.
Можно ли мониторить цены в офлайн-магазинах
Офлайн-мониторинг — это сбор данных о ценах конкурентов в розничных магазинах, когда вам нужно собрать актуальную информацию с ценников в торговом зале.
Законодательство разрешает покупателям получать информацию о товарах и ценах в торговых залах, доступ к которым открыт для всех. Ценники считаются публичной офертой. Это значит, что информация о цене должна быть доступной для каждого, и магазины не могут запрещать покупателям фотографировать товары и цены.

Однако на практике сотрудники магазинов иногда пытаются запретить фотографировать ценники или даже требуют прекратить съёмку. Такие действия незаконны. Если это всё же происходит, покупатель может объяснить свои права и в случае необходимости подать жалобу в Роспотребнадзор.

Таким образом, мониторинг цен в офлайн-магазинах полностью законен. Важно не создавать неудобств для других посетителей и работы магазина.
Контроль соблюдения РРЦ и предотвращение демпинга
Рекомендуемая розничная цена — стоимость, которую производитель считает оптимальной для реализации своего товара в розничном магазине. Производители и дистрибьюторы сталкиваются с проблемой демпинга на маркетплейсах. Мониторинг цен помогает выявить нарушения рекомендованной розничной цены (РРЦ).
Читайте подробнее «Мониторинг и контроль РРЦ»
Мониторинг цен помогает выявлять случаи продажи ниже РРЦ. При этом важно соблюдать нормы антимонопольного законодательства. Производители не имеют права принуждать партнёров соблюдать РРЦ, например, угрожать прекращением поставок или применять штрафы. Такие действия могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением или создание ограничений для конкуренции.

Контроль за РРЦ допустим для анализа рынка, а не для принуждения. Законодательство разрешает рекомендовать цены, но запрещает их навязывать. Прозрачная политика в этом вопросе помогает избежать конфликтов с партнёрами и исключает претензии со стороны антимонопольных органов.
Как Metacommerce помогает соблюдать законодательство при мониторинге
Платформа Metacommerce создана с учётом всех требований российского законодательства. Мы бережно относимся к сбору данных, настраиваем динамическое ценообразование на основе вашей формулы и обеспечиваем сохранность данных в личном кабинете.
Воспользуйтесь демо-доступом платформы бесплатно
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Дата публикации: 24.02.2025