Как определить конкурентов и какие данные по ним собирать?

Разбираемся, кого считать конкурентами и какие данные необходимо собирать, чтобы не терять в доходах
Знать конкурентное окружение — не просто полезная опция в ритейле, а необходимость для роста компании. Благодаря изучению конкурентов можно выяснить, какие стратегии наиболее эффективны в нише. Для менеджеров по ценообразованию это особенно важно, поскольку правильная ценовая политика напрямую влияет на доходность и долю на рынке.
В этой статье предоставим план действий по идентификации, сбору и анализу данных о конкурентах. Вместе мы разберёмся, какие данные критичны для сбора, какие инструменты могут помочь в этом процессе, и как правильно использовать собранную информацию для оптимизации вашей стратегии.
Как понять, кто конкурент
Определяем ключевых игроков на рынке
Первое, что следует сделать — это составить список потенциальных конкурентов. Начните с ручного анализа: вбейте в поисковике свои товары или услуги и изучите результат выдачи. Посетите веб-сайты первой двадцатки, изучите категории товаров и услуг. Выясните, в чём состоит сходство, какие есть различия в категориях. Как они позиционируют свой бренд.
Вот с какими компаниями, скорее всего, придётся конкурировать,
если вы, к примеру, продаёте холодильникив Москве
Для более глубокого и системного подхода рекомендуем использовать специализированные инструменты аналитики. Например, сервисы SimilarWeb или Semrush — они предоставляют данные о трафике, ключевых словах и стратегиях ваших конкурентов в интернете.
Инструменты для анализа рыночной доли и популярности
После того, как вы определили основных игроков, необходимо проанализировать их рыночную долю и уровень популярности. Инструменты, такие как Alexa Rank или Ahrefs, позволяют оценить, насколько популярен веб-сайт конкурента по сравнению с вашим, а также узнать, откуда приходит трафик на их сайт.
Отслеживание акционных предложений конкурентов помогает понять их маркетинговую стратегию и своевременно реагировать на изменения.
Вот ещё несколько инструментов, которые позволяют оценить популярность конкурентов:
Brand Analytics
Помогает отслеживать упоминания бренда в социальных сетях и СМИ.
Церебро Таргет
Сервис для сбора аудитории Вконтакте.
ПрессИндекс
Платформа для мониторинга упоминаний в СМИ и соцмедиа.
Яндекс.Блоги
Бесплатный инструмент поиска упоминаний по ключевым словам.
Идентификация основных конкурентов и понимание их позиции на рынке позволяет лучше понять свои конкурентные преимущества и слабые стороны — на сильные стороны можно давить в коммуникациях, чтобы отстроиться от других компаний, а слабые — постепенно исправлять.
Собираем данные о конкурентах
Онлайн-мониторинг данных
Специализированные платформы позволяют автоматизированно отслеживать и сравнивать данные на различных площадках. Один из наиболее эффективных таких сервисов — это платформа Metacommerce. Она позволяет отслеживать актуальную, полную и достоверную информацию о конкурентах.

Вот, к примеру, как отзывается о Metacommerce руководитель отдела ценообразования в сети супермаркетов «Перекрёсток»:
Магазинные проверки
Это прямой метод, при котором сотрудники или агенты компании посещают магазины конкурентов для сбора данных об ассортименте, предложениях и акциях на месте.
Такой офлайн-мониторинг можно также автоматизировать благодаря возможностям личного кабинета Metacommerce и специального мобильного приложения. Автоматическая система распознавания ценников через приложение в телефоне позволяет получить сводную аналитику о товарах, ассортименте, ценах, наличии в розничных торговых точках.
Анализ ценовых стратегий конкурентов
После того как вы определили конкурентов, собрали их ассортиментную матрицу и цены, важно понять, какой стратегии они придерживаются в ценообразовании. Это позволяет адекватно реагировать на изменения, которые происходят у конкурентов. Например, не демпинговать цены без необходимости, чтобы не терять в марже.
Какие данные нужны для понимания стратегии ценообразования конкурентов:
  • Базовые цены
Основная стоимость товаров или услуг конкурентов.

  • Скидки и акции
Временные предложения, сезонные скидки или акции, которые могут влиять на общую ценовую стратегию.

  • Условия доставки и оплаты
Стоимость доставки, гарантии, бонусы или дополнительные услуги, которые могут влиять на итоговую стоимость продукта или услуги.

  • Сезонные изменения
Ценовые колебания в зависимости от сезона или времени года.
Представим, что вы продаёте электронику. Анализируя рынок, вы обнаруживаете, что один из ваших основных конкурентов предлагает скидку на товары определённых брендов в конце календарного года. Это может указывать на стратегию быстрой реализации товаров перед появлением новых моделей.
Анализ ценовых стратегий позволяет глубже понять динамику рынка, выявить возможности для оптимизации своей ценовой политики и эффективно реагировать на изменения в нише.
Почему важно интегрировать данные о конкурентах в процесс ценообразования
Автоматизация процесса ценообразования
Такие инструменты как Metacommerce позволяют автоматизировать сбор и анализ данных о ценах у конкурентов. Это значительно упрощает и ускоряет процесс принятия решений по ценообразованию. Так, интернет-магазин NLMK. SHOP экономил ежемесячно до 1800 человеко-дней, поскольку сервис заменял работу отдела из десяти специалистов.
Персонализированный подход
Разные конкуренты применяют разные стратегии ценообразования и методы оптимизации цен. Интеграция данных позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого конкурента. Это поможет разработать более точную стратегию для разных сегментов рынка.
Регулярное обновление данных
Рынок постоянно меняется, и данные о ценах у конкурентов тоже. Актуальные данные позволяют быть всегда в курсе текущих трендов и адекватно реагировать на изменения в моменте.
Ещё пример из практики: ВинЛаб смогла автоматизировать процесс мониторинга рынка, анализа цен по локальным кластерам и гибкого процесса ценообразования на основе внутренних параметров и цен в соседних магазинах.
Результаты сети «ВинЛаб» на основе использования различных стратегий и тактик ценообразования в зависимости от ценового ландшафта
Какие данные можно передавать по API?

  • Ассортимент для дальнейшего мониторинга
  • Актуальные или рекомендуемые розничные цены для дальнейшего расчета отклонения вашей цены от цены конкурента/партнера
  • Есть возможность ротировать товары в мониторинге
Так, благодаря API платформа Metacommerce может легко интегрироваться с любыми программными решениями в IT-ландшафт клиента. А уже в личном веб-кабинете он работает с полученными данными.
Подготовка к действиям: планирование и реагирование
После того как вы собрали и проанализировали данные о конкурентах, выяснили ключевые точки в их стратегии ценообразования, следует взглянуть на собственную стратегию. Скорее всего, её предстоит скорректировать: внести изменения в ценовую политику, расширить ассортимент товаров, пересмотреть маркетинговые акции или внедрить программу лояльности.
К примеру, если один из конкурентов успешно реализует программу лояльности для постоянных клиентов, то необходимо разработать собственную программу с уникальными предложениями и бонусами для клиентов. Это позволит не только удержать существующую клиентскую базу, но и привлечь новых покупателей из-за предложенной выгоды.
Анализ конкурентов, непрерывный мониторинг ассортимента и цен, планирование и реагирование на действия других игроков рынка — ключевые элементы успешности бизнеса. В зависимости от размера вашей компании вы можете либо самостоятельно заниматься сбором данных, либо автоматизировать процесс ценообразования целиком.
Рутинный сбор информации с сотен и тысяч карточек конкурентов можно предоставить алгоритмам, чтобы сфокусироваться на стратегии и поиске путей оптимизации. Получите демо доступ к платформе Metacommerce, чтобы оценить преимущества автоматизации лично.

Дата публикации: 18.01.2023