Как анализ конкурентов помогает в разработке ассортиментной политики

Пошаговая инструкция, как проанализировать ассортимент конкурентов
Знание ассортимента конкурентов позволяет ритейлерам лучше понимать рыночную позицию и выявлять тренды. Постоянный мониторинг помогает корректировать собственный ассортимент: добавлять востребованные продукты и убирать менее популярные, чтобы стимулировать продажи.

Разбираем в блоге Metacommerce пошагово, как провести анализ ассортимента конкурентов на реальном примере сети продаж обуви и аксессуаров.
Шаг 1. Определяем товарные категории для анализа
Прежде чем собирать данные, необходимо сначала создать детализированные информационные модели для каждой товарной категории. Это наименование, бренд, цена, материал, размеры и другие параметры.
Такой список позволит в дальнейшем отнести собранный товар конкурента к нужной категории и сравнить со своими товарами «бок-о-бок». Важно собирать данные по широкому спектру характеристик, чтобы анализ получился в должной степени точным.

Так, к примеру для женской обуви это могут быть категории: тип материала, сезонность, вид обуви, цвет или материал подкладки. Когда мы проводили анализ обуви, то определили в общей сложности 758 характеристик, которые учитывают различные аспекты товаров от материалов до размеров и цен.

Платформа Metacommerce позволяет автоматизировать процесс определения информационных моделей с помощью собственных алгоритмов для извлечения и систематизации данных.
Пример характеристик для обуви
Шаг 2. Сбор данных
Теперь, когда мы разобрались, какие характеристики нужны для категорий товаров, необходимо собрать эту информацию у конкурентов.

Собирать данные можно по-разному в зависимости от времени и технических возможностей. Мы в Metacommerce можем собирать информацию о товарах конкурентов под ключ как с розничных магазинов, так и с сайтов ритейлеров. Кроме того, можем запустить парсинг с маркетплейсов, мобильных приложений и прайс-листов.
К примеру, для производителя обуви мы настроили сплошной сбор с сайтов конкурентов. Таким образом получили полный ассортимент конкурентов со всеми важными характеристиками из предыдущего этапа.
Может заинтересовать статья: Конкурентный анализ для ритейлера
Шаг 3. Обработка данных
После сбора данных необходимо структурировать их: прогнать через систему фильтров и сопоставить с собственным ассортиментом. Это позволяет определить, какие товары аналогичны, а какие уникальны. Сопоставление по нескольким параметрам, таким как артикул, наименование, бренд и цена, поможет достичь высокой точности анализа.

Платформа Metacommerce использует алгоритмы сопоставления, которые анализируют до 12 параметров для каждого товара, обеспечивая точность и полноту данных. Автоматизированная система сопоставления позволяет сократить время на анализ и избежать ошибок.
Шаг 4. Интерпретация результатов
После сопоставления товары необходимо классифицировать по заранее определённым категориям. Это помогает более точно анализировать их позиционирование на рынке и принимать стратегические решения по ассортименту и ценообразованию.

В нашем примере с обувной сетью мы распределили все собранные товары по категориям соответственно параметрам иерархии категорий заказчика: женская обувь / натуральный верх / всесезонные / полуботинки / цвет чёрный.
Женская обувь распределена во вложенную иерархию вплоть до цвета
Платформа предоставляет ритейлерам инструменты для автоматической классификации товаров. Так проще управлять ассортиментом и анализировать конкурентов. Мы можем настроить кастомные отчёты и интеграцию с системами заказчика, чтобы работать с данными было удобнее и привычнее.

Благодаря автоматическому сопоставлению производитель обуви еженедельно и в деталях мог исследовать конкурентное окружение в разрезе различных регионов и торговых площадок, долю собственной продукции и её ценовое положение среди конкурентов.
Шаг 5. Применение результатов анализа
Теперь, когда перед глазами ассортиментная политика конкурентов, количество предложений по конкретным товарам и категориям, можно взвешенно корректировать собственный товарный ряд. Добавлять востребованные позиции и убирать менее популярные, чтобы не занимать полки и складское пространство ненужным товаром.

Благодаря отчётам несложно определить уникальные товарные позиции и, к примеру, поднять на них цену. Информация о ценах конкурентов позволяет разрабатывать гибкие стратегии ценообразования, которые будут учитывать актуальные рыночные реалии и потребительские предпочтения.
Хотите анализ ассортимента конкурентов? Для этого оставьте заявку или позвоните нам по телефону 8 800 500-22-64. Будем рады помочь вашему бизнесу.

Дата публикации: 13.09.2024