Как работает автоматическое распознавание ценников?

Объясняем, как происходит сбор цен из розничных магазинов
Для того чтобы выстраивать эффективную и выгодную ценовую политику, торговые сети собирают данные о товарах и ценах конкурентов не только в интернете, но и в реальных магазинах и супермаркетах. Этот процесс называется офлайн-мониторинг.
Проблематика и цифровое решение
В офлайн-мониторинге есть проблемы, отличные от мониторинга в интернете: данные о ценах аудитор собирает вручную при посещении торговой точки конкурента. Такие люди в идеале должны быть в каждом регионе присутствия, а сбор должен быть системным и регулярным. Это стоит дороже онлайн-инструментов по сбору информации.
Кроме того, данные получаются частичными и децентрализованными из-за того, что переписать весь супермаркет вряд ли получится, а если и получится, то таких супермаркетов сотни по всей стране.
Крупные сети могут использовать для этой задачи сотрудников, которые уже работают в компании и обладают определённой экспертизой в части ассортимента магазина. Однако даже при штате аудиторов остаётся проблема: как собрать разрозненные данные от людей в разных регионах в единую актуальную аналитику?
Для этого мы создали автоматическую систему распознавания ценников через приложение в телефоне. Программа позволяет получить сводную аналитику о товарах, ассортименте, ценах, наличии в розничных торговых точках.

Привычный процесс

офлайн-мониторинга

  1. Аудитор посещает магазин.
  2. Собирает информацию о товарах и ценах на полке магазина: переписывает, перепечатывает или диктует коллегам по телефону.
  3. Данные по нескольким торговым точкам от нескольких аудиторов сводятся в единый отчёт.
Система распознавания ценников Metacommerce
  1. Аудитор посещает в магазин.
  2. Фотографирует нужные ценники или полку целиком и подгружает фото в приложение.

Ручная работа на этом прекращается — далее сервис сам распознаёт ценники и «вытаскивает» из них нужные данные.

За разработку системы распознавания ценников компания «Метакоммерс» получила грант и резидентство Сколково.
Преимущества нашей системы

  • Сокращаются трудозатраты на аудит торговых точек из-за экономии времени аудитора;
  • Растёт производительность труда мерчандайзера;
  • Сокращается дефицит товарных запасов;
  • Становится эффективнее управление ценами на основе быстрого и точного сбора данных;
  • Увеличиваются продажи как следствие эффективного ценообразования.
Пример из нашей практики: +600% эффективность аудиторов. Такой прирост мы получили, когда автоматизировали офлайн-мониторинг для компании из ТОП-3 крупнейших розничных ритейлеров РФ. В три раза увеличили периодичность проведения мониторинга, на 462% повысили месячный объём сбора данных при точности распознавания ценников 99%.
Что можем собирать и оцифровывать с ценников:

  • Наименование товара, категория и бренд;
  • Наличие/отсутствие товара в торговой точке;
  • Текущая цена без карты лояльности;
  • Цена по карте лояльности;
  • Цена со скидкой, условия и срок действия акций;
  • Артикул магазина и производителя, EAN (штрихкод);
  • Производитель и страна производства;
  • Объём и количество штук в упаковке.

Читайте подробнее «Какие данные в розничных магазинах можно собирать»
Ограничения

Чаще всего распознавание ценников применяется в нишах фуд и ритейл, то есть там, где есть торговая полка и ценники на товарах. К примеру, в фэшн-индустрии оцифровать ценники сложнее, поскольку ценники спрятаны внутри одежды и данные на них рассредоточены на разных бирках.
Как происходит мониторинг?
Аудитор скачивает на смартфон бесплатное приложение Metacommerce.Prices. Оно простое в использовании, поддерживает Android и iOS. В нём он видит список заданий как в таск-менеджере. Постановкой заданий и контролем выполнения занимается клиент через кабинет администратора.
Ключевая задача приложения Metacommerce. Prices — фотосъёмка в торговом зале. Аудитор приходит в указанный в задании магазин, фотографирует нужный ценник и загружает фото в приложение. Всё это не более пары секунд.
Фотография ценника тут же попадает на сервер Metacommerce. Информацию обрабатывает рекуррентная нейронная сеть.

Сначала она видит рамки ценников. После этого идёт распознавание, т. е. сбор данных внутри рамки и распределение по типу информации: цена, название, вес и так далее.
Точность распознавания ценников на фото 99%. Чтобы всё работало корректно, мы ставим требования к фотографиям: пиксельность, расстояние, угол съёмки, стабилизация, количество ценников на одной фотографии. Поскольку, к примеру, если фотография смазана и на ней физически нельзя увидеть цену, то и нейросеть её увидеть не сможет.
Весь процесс преобразования фото в понятные обработанные данные происходит автоматически и доступен заказчику в веб-кабинете. В течение пары часов заказчик получает сводную аналитику по ценам и другим параметрам товаров из розничных магазинов конкурентов. В отчёте будет наименование товара, бренд, категория, полная цена, цена со скидкой, сроки действия акции и другие данные, которые присутствуют на ценнике, если необходимы.
Так с помощью приложения Metacommerce. Prices офлайн-мониторинг превращается из разрозненного и хаотичного процесса в чёткую и прозрачную систему.
Если остались вопросы, позвоните нам по бесплатному телефону 8 800 500-22-64 — будем рады проконсультировать.

Дата публикации: 03.10.2023