По сравнению с прошлым годом доля респондентов, покупающих продукты в обычных магазинах, сократилась на 9 п.п. На 3 п.п. увеличилась доля тех, кто в равной степени приобретает товары в офлайн-магазине и в интернете. Наибольшая же доля «чистых» интернет-продаж приходится на категории бытовой техники и электроники (7%), детских товаров и игрушек (7%) и готовой еды (6%).
При этом доля онлайн-покупок стабильно растет во всех категориях товаров, оборот которых в интернете возможен и легален.
Продукты питания в интернет-магазинах в 2021 году приобретает уже 64% респондентов. В 2019 году этот показатель составлял лишь 36%.
По
оценке Data Insight в мае 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,1 млн заказов. Это на 5% или 900 тыс. заказов больше, чем в апреле 2021 года, и в 3,4 раза больше, чем в мае 2020 года. За один май 2021 выполнено больше заказов, чем суммарно за двенадцать месяцев с мая 2019 по апрель 2020 года.
По количеству онлайн-заказов выделяется тройка лидеров с кратным отрывом от остальных и с суммарной долей в 61% — это Самокат, Яндекс Лавка и ВкусВилл.
Data Insight прогнозирует, что в целом за 2021 год объем рынка eGrocery составит 250 миллионов заказов и 335 млрд рублей. Это соответствует росту за год в 3,6 раза по количеству заказов и в 2,6 раза по объему онлайн-продаж. Примерно половина всех заказов, по прогнозу экспертов Data Insight, придется на долю игроков, работающих по модели супер быстрой доставки из собственных «дарксторов» — на Самокат и Яндекс Лавку.
В среднем 17% за два года составил прирост приобретения онлайн таких категорий товаров, как одежда и электроника. При этом с 2019 года наблюдается снижение покупок одежды и обуви в крупных торговых центрах: если в 2019 торговые центры предпочитали 47% респондентов, то к 2020 их доля снизилась до 40%, а в 2021 составляет уже 39% опрошенных.
Впервые с 2019 года мы видим отток покупателей из офлайн-магазинов обуви, парфюмерии и косметики.