Потребительские тренды россиян в 2021 году
С начала пандемии COVID-19 прошло больше года. За это время претерпели кардинальные изменения паттерны потребительского поведения россиян и сформировались определенные тенденции потребления.

По данным Исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ рост сегмента онлайн-торговли сохраняется с прошлого года. Доля участников опроса, которые хотя бы раз приобретали товары в интернет-магазине, в 2021 году выросла до 97% по сравнению с 87% в 2019 году. При этом 45% опрошенных в текущем году планируют увеличить объем интернет-покупок. В 2020 году о таких намерениях заявляли всего 39%.
Экономия времени — основной фактор перехода на онлайн-шоппинг, об этом заявили 49% опрошенных. Быстрая доставка и безопасность платежей становятся актуальны как никогда.

«На рост онлайн-торговли также повлиял переход части сотрудников на удаленный формат работы. Респонденты, работающие удаленно, в среднем на 10 п. п. чаще совершают покупки в интернете, чем участники опроса, работающие из офиса», — говорится в отчете Deloitte.

Вместе с тем, снижается тревожность россиян, связанная с посещением офлайн-магазинов. Сейчас в магазинах и супермаркетах чувствуют себя безопасно 43% респондентов, что на 10 п. п. выше, чем в прошлом году. Однако этот показатель все еще не велик, и вероятность возвращения россиян к прежней модели шоппинга, существовавшей до пандемии, по мнению экспертов Deloitte, невысока.

Онлайн vs офлайн

По сравнению с прошлым годом доля респондентов, покупающих продукты в обычных магазинах, сократилась на 9 п.п. На 3 п.п. увеличилась доля тех, кто в равной степени приобретает товары в офлайн-магазине и в интернете. Наибольшая же доля «чистых» интернет-продаж приходится на категории бытовой техники и электроники (7%), детских товаров и игрушек (7%) и готовой еды (6%).

При этом доля онлайн-покупок стабильно растет во всех категориях товаров, оборот которых в интернете возможен и легален.

Продукты питания в интернет-магазинах в 2021 году приобретает уже 64% респондентов. В 2019 году этот показатель составлял лишь 36%.

По оценке Data Insight в мае 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,1 млн заказов. Это на 5% или 900 тыс. заказов больше, чем в апреле 2021 года, и в 3,4 раза больше, чем в мае 2020 года. За один май 2021 выполнено больше заказов, чем суммарно за двенадцать месяцев с мая 2019 по апрель 2020 года.

По количеству онлайн-заказов выделяется тройка лидеров с кратным отрывом от остальных и с суммарной долей в 61% — это Самокат, Яндекс Лавка и ВкусВилл.

Data Insight прогнозирует, что в целом за 2021 год объем рынка eGrocery составит 250 миллионов заказов и 335 млрд рублей. Это соответствует росту за год в 3,6 раза по количеству заказов и в 2,6 раза по объему онлайн-продаж. Примерно половина всех заказов, по прогнозу экспертов Data Insight, придется на долю игроков, работающих по модели супер быстрой доставки из собственных «дарксторов» — на Самокат и Яндекс Лавку.

В среднем 17% за два года составил прирост приобретения онлайн таких категорий товаров, как одежда и электроника. При этом с 2019 года наблюдается снижение покупок одежды и обуви в крупных торговых центрах: если в 2019 торговые центры предпочитали 47% респондентов, то к 2020 их доля снизилась до 40%, а в 2021 составляет уже 39% опрошенных.

Впервые с 2019 года мы видим отток покупателей из офлайн-магазинов обуви, парфюмерии и косметики.
Доставка готовой еды
Почти вдвое за два года увеличилась доля россиян, пользующихся онлайн-сервисами доставки готовой еды: с 38% в 2019 до 65% в 2021 году. При этом 30% респондентов заявляют, что в будущем планируют делать это чаще, а значит этот сегмент рынка с большой долей вероятности продолжит расти. Средний чек при заказе готовой еды в интернете за прошедший год вырос с 1070 рублей до 1253 рублей.

Чаще всех онлайн-сервисами доставки готовой еды пользуются россияне, работающие частично удаленно. Они на один раз в месяц чаще заказывают готовую еду в интернете, чем те, кто постоянно работает из дома или из офиса. В топе предпочтений россиян среди блюд, заказываемых посредством служб доставки, уверенно и ожидаемо лидируют пицца (48%) и суши/роллы (38%).

Наибольшей популярностью среди сервисов доставки готовой еды пользуются такие крупнейшие игроки этого рынка, как Delivery Club (им пользуются 42% опрошенных, рост популярности составил 13% по отношению к прошлогодним показателям) и Яндекс Еда/Яндекс Лавка (его используют 36% респондентов, рост — 11%), а также собственные службы доставки ресторанов (им доверяют 42% участников опроса). Уровень спроса на услуги собственных служб доставки магазинов второй год подряд держится на отметке 10%. Кроме того, на 5% по сравнению с прошлым годом выросла доля новых и/или малоизвестных доставок.

Закономерной тенденцией представляется усиливающийся интерес потребителей к доставке товаров, в том числе готовой еды, с помощью беспилотных роботов-курьеров/дронов, что особенно актуально в период пандемии. В целом положительное отношение к такому виду доставки высказали более половины респондентов (51%), а 38% выразили свою готовность воспользоваться беспилотной доставкой уже сейчас.

В период пандемии россияне чаще оставались дома и в большей степени смогли оценить преимущества и удобство онлайн-сервисов. Следствием чего стал рост заинтересованности потребителей в расширении этого сегмента.
Доставка алкоголя
Ежегодно растет доля россиян, выступающих за легализацию продажи алкогольной продукции через интернет. В 2019 году доля поддерживающих такую инициативу составляла 44% опрошенных, в 2020 году — 50%, а к 2021 выросла уже до 54%. Против введения дистанционной продажи алкоголя высказалось 29% участников опроса, а для 17% россиян этот вопрос вообще не имеет значения. При этом предложение разрешить онлайн-продажу алкоголя чаще поддерживают люди с более высоким уровнем доходов: среди них подобные изменения одобряют 65%, тогда как среди респондентов с низким уровнем доходов — только 47%.

Ключевыми аргументами «за» разрешение продажи алкогольной продукции через интернет выступают:
  • удобство совершения таких покупок (это преимущество отмечают 28%);
  • экономия за счет более низкой цены (на выгоду рассчитывают 14%);
  • возможность без труда сравнить предложения в различных магазинах (такая возможность является важным плюсом для 12% опрошенных).
Против же выступают те, кто опасается ослабления государственного контроля за продажей алкогольной продукции ввиду ее перемещения в интернет-пространство и связанного с этим роста числа нарушений законодательства: в частности, увеличения риска приобретения алкоголя несовершеннолетними (беспокойство в этой связи высказывают 20% респондентов) и/или в неположенное время (4%). Кроме того, 3% россиян не хотели бы видеть в интернете большое количество рекламы алкоголя, которая, по их мнению, неизбежно появится вслед за легализацией его онлайн-продажи.
Поддержка бизнеса
Тренд совершения покупок с целью поддержки бизнеса пошел на убыль. В текущем году с этой целью приобретали товары всего 26% опрошенных, что на 15 п.п. меньше показателей прошлого года. В среднем наблюдается сокращение поддержки бизнеса во всех категориях на 2 п.п. Видимо, затянувшаяся пандемия и отсутствие в ближайшем будущем четких перспектив выхода из экономического кризиса вынуждают россиян «надеть кислородную маску» сначала на себя.
Покупки про запас
60% респондентов признались, что в течение прошедшего года приобретали товары «про запас», причем больше к такому поведению склонны те, кто предпочитает офлайн-магазины покупкам в интернете. В первую очередь россияне запасались товарами длительного хранения: бытовой химией и предметами обихода (50%), товарами для дома (27%), парфюмерией и косметикой (25%).

Можно предположить, что к покупкам в избыточном количестве граждан подтолкнули такие факторы, как обеспокоенность возможным повышением цен, а также опыт времен начала пандемии, когда с прилавков в панике сметались товары повседневного спроса. В такой ситуации желание россиян «подстраховаться» вполне объяснимо.
Внимание к экологии
Еще одним заметным и набирающим популярность в России трендом становится внимание к экологии. Этот тренд не связан напрямую с COVID-19. Он является следствием общемировых процессов последних лет.
Осознанное потребление, бережное отношение к окружающей среде, минимизация человеческого следа в природе — все это является уже не просто хорошим тоном среди продвинутого и просвещенного сообщества, но постепенно проникает в умы все более широкого круга россиян и становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

В 2021 году 24% респондентов сообщили, что экологичность товара и его упаковки влияет на конечный выбор товара. Предпочтение экологически чистым продуктам питания отдают 30% опрошенных, они готовы покупать их даже по более высокой цене. В 2019 этот показатель составлял 21%, в 2020 — 27%. На состав продовольственных товаров обращают внимание 76% потребителей. 34% россиян предпочитают продукты без глютена, 32% — без лактозы. В 2020 году к пометке «экологически чистый продукт» на упаковке косметики и духов были безразличны 36% респондентов, в 2021 году их доля снизилась до 25%.
Больше всего требований в части экологии россияне предъявляют к детским товарам: их хотели бы видеть самым экологичным товаром (36%). Второе место занимает готовая еда (29%).

Многие крупные магазины и бренды принимают на переработку или утилизацию старую бытовую технику, одежду и иные товары, зачастую стимулируя покупателей предоставлением скидок на приобретение новых. 26% опрошенных заявили, что сдают на утилизацию или переработку бытовую технику, 16% — одежду и сумки. Очевидно, эти цифры будут только расти.

Таковы основные актуальные тенденции потребительской активности россиян в 2021 году. Потребитель все больше уходит в онлайн, увеличивается запрос на удобство приобретения и скорость получения заказов, безопасность данных при совершении платежей в интернете. Одним из ключевых факторов продолжает оставаться цена товаров, а возможность не выходя из дома сравнить цены у разных продавцов еще более усиливает влияние этого фактора. Общемировой тренд на экологичность набирает силу и в России, все больше россиян приходят к пониманию необходимости осознанного потребления.

Как известно, в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто умеет лучше и эффективнее остальных отвечать на запросы времени и общества. Знайте своего потребителя — будьте в тренде.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц