Как изменилась логистика в e-commerce за последние пять лет
Краткий обзор рынка логистики с 2018 по 2022 год
Краткий обзор рынка логистики с 2018 по 2023 год

Рынок электронной коммерции в России растёт невероятными темпами: для примера в 2021 году объём рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей и 1,7 млрд заказов, а в 2022 году — 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов соответственно. Логистика в e-commerce — один из важнейших столпов, и в этой статье мы кратко раскрыли аналитику рынка логистики год к году. В рамках одной статьи все аспекты не охватить — для этого рекомендуем изучать подробные ежегодные исследования, здесь же расскажем веяния и некоторые цифры, которые отражают рыночные изменения за последние пять лет.

2018

В 2018 году ключевым событием было активное развитие и рост сети пунктов выдачи заказов. Это было вызвано смещением предпочтений покупателей и интернет-магазинов в сторону доставки до пунктов самовывоза, отклоняясь от классической курьерской доставки.

Основные результаты согласно исследованию рынка логистики Data Insight за 2018 год:
«Почта России» доставила 90 миллионов посылок, что составляет 26% от общего числа доставок.
Курьерская доставка, осуществляемая аутсорсинговыми компаниями, составила 61 миллион посылок, что составляет 17% от общего числа доставленных посылок.
В пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы через аутсорс было доставлено 59 миллионов посылок — 17%. Количество постаматов в России выросло более чем вдвое, преимущественно благодаря быстрому развитию сети PickPoint.
Интернет-магазины доставили своими силами 140 миллионов посылок, что составляет 40% от общего числа доставленных посылок. Из них 100 миллионов или 29% были доставлены на самовывоз, а 40 миллионов посылок или 11% — через курьерскую доставку.

Видим значительный рост популярности пунктов самовывоза как предпочтительного способа доставки для покупателей и интернет-магазинов. Он позволяет покупателям самостоятельно забирать заказы в удобное время и снижает затраты на курьерскую доставку.
2019
В 2019 году тенденция на ПВЗ сохранилась, и постаматы стали основным каналом доставки интернет-покупок. Главная причина — удобство расположения, которое возможно благодаря большому количеству постаматов. Это настолько важный фактор, что если, к примеру, у покупателя нет рядом с домом пункта, принадлежащего лояльному магазину, то он вероятно сделает заказ в другом магазине.

Такие гиганты как Lamoda, Ozon, Ситилинк и Wildberries выстраивают собственные логистические службы, причём некоторые из них в дальнейшем предлагают компаниям свою инфраструктуру, выстроенные процессы, опыт и экспертизу. Например, Ozon предлагает помимо доставки ещё ряд услуг, но только в рамках своего маркетплейса.

Экосистема рынка логистики на март 2019 года. Источник: Data Insight

Согласно исследованию за первое полугодие 2019 года, рынок логистики в электронной коммерции продолжал расти. Объём рынка составил 218 миллионов посылок, что на 33% больше, чем в первом полугодии 2018 года. Основной рост пришёлся на самовывоз, в то время как объём посылок, доставленных курьером и через «Почту России», увеличился незначительно.

На «Почту России» пришлось 44 млн посылок (20%), на логистические компании — 63 млн посылок, причём 27 млн (12%) доставлено курьерами до двери и 36 млн (17%) — в пункты выдачи заказов и постаматы. Среди коммерческих логистических операторов DPD Pickup стала сетью самым большим географическим охватом. Своими силами интернет-магазины доставили 111 млн посылок (51%).

Из примечательного в том году можно ещё выделить первую доставку роботом-курьером в Сколково: ровер от компании «Яндекс» возил документы между зданиями. А в дальнейшем эти роботы стали доставлять заказы от «Яндекс.Еды» в Хамовниках.
2020
В 2020 году сети ПВЗ и постаматов по-прежнему бурно развиваются. Крупные игроки могут подключать несколько десятков новых точек в неделю.

У «Почты России» в 2020 году количество курьерских доставок с помощью услуги «Курьер онлайн» выросло на 22% по сравнению с 2019 годом и составило 12 млн посылок. Количество клиентов интернет-магазинов, пользующихся услугами «Почты России» выросло на 25% за год. В апреле 2020 в связи с карантинными ограничениями и самоизоляцией доля доставки до двери превысила долю заказов в ПВЗ.

«Четвёртый квартал 2020 стал периодом рекордного роста Ozon как маркетплейса, а экспансия в регионы стимулировала увеличение продаж в различных городах России. Перспективы развития российского e-commerce впечатляют», — заявил глава компании Александр Шульгин.

Собственными логистическими службами магазинов и маркетплейсов доставлены 64% посылок. Согласно исследованию Data Insight, в 2020 году было доставлено 883 млн отправлений — на 35% больше, чем в 2019 году. Из данного объёма заказов на доставку «Почтой России» приходится 12%, логистическими компаниями — 23%, а собственными службами ретейлеров — 65%.

Основные результаты 2020 года:
  1. В первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. Лидер рынка, Wildberries, доставляет через ПВЗ 90% всех посылок.
  2. Как и доставка до двери, возможность забрать товары самовывозом — это стандарт. Этот канал используют 94% крупнейших магазинов и 90% остальных.
  3. Абсолютное большинство всех точек выдачи магазинов и логистических компаний расположено в городах — 92%. На ЦФО приходится 38% точек, а на Дальний Восток и Северный Кавказ — всего по 2%.
Data Insight оценивает суммарное количество точек выдачи с разными адресами в России более чем в 50 тысяч. Это число включает в себя классические ПВЗ (39%), постаматы (34%) и ритейл-ПВЗ (27%). Помимо этого, выдача заказов доступна в аптечных сетях и отделениях Почты России.

Оценка рынка фулфилмента в 2020 году — 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2018 года составил 63%.

В первой половине 2020 года среднее время доставки заказов из интернет-магазинов в крупных российских городах увеличилось по сравнению с 2019 годом. В 2019 оно составляло 4 дня, а в 2020 — почти 5.
2021
За 2021 год было доставлено 1 570 млн отправлений — на 78% больше, чем в 2020 году. Ниже изображена динамика год к году с разбивкой по видам транспорта.
Самым популярным каналом доставки остаётся самовывоз: 82% заказов было доставлено именно так. Доля логистики на аутсорсинге выросла: 83% магазинов отдают на аутсорсинг какие-либо логистические процессы. «Почта России» начала принимать заказы интернет-магазинов на доставку до двери в 11 300 населённых пунктов России.

На собственные логистические службы магазинов приходится 75% посылок: 63% — на Wildberries и Ozon, 49% — на Wildberries.

Каждый седьмой заказ собран с помощью фулфилмента. Объём российского рынка фулфилмента составил 41 млрд рублей, CAGR — 66%.

По данным Data Insight на декабрь 2021 года наиболее важные характеристики доставки для покупателей — это скорость и стоимость. Понятие срочной доставки трансформируется: теперь срочная доставка — это доставка в день совершения заказа.

Как понимают «срочность» в разных компаниях. Источник: Data Insight

Серьёзный вклад в развитие срочной доставки вносит рынок eGrocery. В первом полугодии 2021 года из магазинов eGrocery доставлено 97 млн заказов.

Ещё из примечательного: по результатам 2020 и 2021 годов компании стали уделять больше внимание мотивации курьеров. Например, «Самокат» запустил перевод чаевых курьерам в приложении, Delivery Club и «КБ Стрелка» создали программу обучения и тесты для велокурьеров, а Яндекс решил вложить один миллиард рублей в «больничные» для водителей и курьеров.
2022
Этот год компании единогласно назвали «турбулентным». Происходит глобальная перестройка логистических направлений: с российского рынка ушли лидеры мирового рынка. Среди них самый крупный оператор рефрижераторных контейнеров — Maersk. Это открыло возможности для освоения новых ниш для отечественных компаний.

После восстановительного роста рынка логистического аутсорсинга на 14% в 2021 году, динамика стоимостного объёма резко замедлилась. Особенно сильно пострадали сегменты международных перевозок авиа и автомобильного транспорта, что привело к сокращению выручки компаний, предоставляющих комплексные логистические услуги.

Турбулентное состояние в 2022 году оказало влияние на бизнес-процессы в логистике. Компании сокращают издержки, работают над повышением эффективности процессов и масштабируют возможности с учётом рисков. Сжатие инвестиционного рынка привело к замораживанию новых проектов, а ресурсы направлены на поддержание внутренних процессов.

Стоимость доставки выросла, поэтому логистические компании вынуждены либо поднимать цены, либо сокращать предложение, чтобы обеспечить прибыльность операций. Партнёрские отношения сыграли важную роль: компании стали более открыты для компромиссов, чтобы поддерживать взаимовыгодное и надёжное сотрудничество. Увеличился спрос на аутсорсинг «неудобной» логистики с рискованными направлениями, которые до этого компании брали на себя.

Ключевые тезисы 2022 года согласно отчёту Data Insight совместно с Яндекс Маршрутизацией:
  • Количество онлайн-покупателей растёт, значимость «последней мили» продолжает укрепляться.
  • Крупные ритейлеры развивают омниканальность и используют комбинированные схемы партнёрства в логистике.
  • Магазины выстраивают автоматизацию логистики на основе внутренне разработанного софта, при этом интегрируют в свои проекты внешние готовые продукты. Примером может служить внедрение систем для маршрутизации и решений для сборки заказов.
  • Сократился горизонт планирования: бизнес работает над снижением издержек. Более осторожный выбор проектов, отказ от рискованных и экспериментальных идей. Вместо этого на первый план выходят экономия и операционная эффективность.
  • Ритейлеры выделяют следующие направления в качестве приоритетных: удержание эффективности процессов, освоение новых ниш и внедрение цифровизации в логистические процессы, в особенности в складские системы.
Из примечательного: в России запустили «Реестр надёжных курьерских служб». Это информационно-аналитическая платформа, на которой представлен реестр, рейтинг, аналитические срезы и персональные карточки служб доставки. Цель — сформировать единые стандарты оказания услуг курьерской доставки.
2023
Пока год ещё не закончился, можем обозначить некоторые заметные тенденции: например, роботизацию и внедрение искусственного интеллекта. Так, компания Wildberries начала использовать грузовые электромобили без водителей:

«Мы планируем, что использование таких электромобилей позволит повысить эффективность нашей логистики для партнеров и покупателей. На первом этапе скорость перемещения товаров с помощью машины на складе может вырасти до двух раз, что в дальнейшем позволит увеличить и скорость доставки заказов до покупателей», — рассказали в пресс-службе Wildberries.

2023 год ознаменовался бумом нейросетей, и тут хочется процитировать Ивана Федякова, основателя и главу группы компаний INFOLine, который довольно красноречиво высказался об этом в ходе форума «Неделя российского ритейла 2023»:

«На конференциях, которые проводились 5−10 лет назад мы очень много говорили о развитии e-commerce. Кто-то относился к этому скептически, кто-то активно вкладывался в это направление. Сегодня уже понятно, какое место занимает онлайн-торговля, но теперь в ритейле назревает новая революция, связанная с развитием технологий ИИ. Это очень интересное и перспективное направление. По результатам опроса крупнейших ритейлеров мира компанией IBM становится ясно, что применение ИИ планируется ими практически во всех сферах: от организации цепочки поставок до улучшения клиентского опыта. Соответственно, нас ожидает трансформация рынка».
Пять главных тенденций на рынке логистики за последние пять лет
1. Развитие служб доставки и курьерских служб: Сфера доставки стала основополагающим элементом электронной коммерции. За последние пять лет появились новые и усилились существующие службы доставки и курьерские службы, такие как Boxberry, СДЭК, DPD, PickPoint и другие.

2. Развитие сети пунктов выдачи: В последние пять лет сеть пунктов выдачи значительно расширилась. Это позволило сократить время доставки, особенно для удалённых регионов, и дало потребителям больше гибкости при выборе места получения товаров.

3. Внедрение технологий трекинга и отслеживания: Компании внедряют системы, которые позволяют покупателям отслеживать статус доставки своих заказов в режиме реального времени. Это улучшает прозрачность процесса доставки и повышает удовлетворённость клиентов.

4. Развитие систем упаковки и уплотнения: Компании и логистические операторы активно работают над разработкой более эффективных и экологически устойчивых упаковочных материалов, улучшают упаковочные процессы и применяют автоматизированные системы для повышения эффективности и сокращения времени упаковки.

5. Использование инновационных технологий: Инновационные технологии, такие как дроны, автономные транспортные средства и искусственный интеллект, постепенно внедряются в логистику электронной коммерции. Это открывает новые возможности для более быстрой и эффективной доставки заказов. Так, к примеру, платформа Metacommerce может собирать информацию по стоимости доставки у конкурентов: компании смогут оптимизировать цены, чтобы отстроиться. Или, например, поможет найти освободившиеся логистические маршруты.
Скидка 10%
Оставьте заявку до 31.08.2023
и получите скидку
Подключитесь впервые до 31 августа 2023 года к сервису Metacommerce и получите скидку 10%. Заполняйте форму на сайте и попробуйте демо-версию бесплатно.

Хочу получать новые статьи раз в месяц