Этот год компании единогласно назвали «турбулентным». Происходит глобальная перестройка логистических направлений: с российского рынка
ушли лидеры мирового рынка. Среди них самый крупный оператор рефрижераторных контейнеров — Maersk. Это открыло возможности для освоения новых ниш для отечественных компаний.
После восстановительного роста рынка логистического аутсорсинга на 14% в 2021 году, динамика стоимостного объёма резко
замедлилась. Особенно сильно пострадали сегменты международных перевозок авиа и автомобильного транспорта, что привело к сокращению выручки компаний, предоставляющих комплексные логистические услуги.
Турбулентное состояние в 2022 году оказало влияние на бизнес-процессы в логистике. Компании сокращают издержки, работают над повышением эффективности процессов и масштабируют возможности с учётом рисков. Сжатие инвестиционного рынка привело к замораживанию новых проектов, а ресурсы направлены на поддержание внутренних процессов.
Стоимость доставки выросла, поэтому логистические компании вынуждены либо поднимать цены, либо сокращать предложение, чтобы обеспечить прибыльность операций. Партнёрские отношения сыграли важную роль: компании стали более открыты для компромиссов, чтобы поддерживать взаимовыгодное и надёжное сотрудничество. Увеличился спрос на аутсорсинг «неудобной» логистики с рискованными направлениями, которые до этого компании брали на себя.
Ключевые тезисы 2022 года согласно
отчёту Data Insight совместно с Яндекс Маршрутизацией:
- Количество онлайн-покупателей растёт, значимость «последней мили» продолжает укрепляться.
- Крупные ритейлеры развивают омниканальность и используют комбинированные схемы партнёрства в логистике.
- Магазины выстраивают автоматизацию логистики на основе внутренне разработанного софта, при этом интегрируют в свои проекты внешние готовые продукты. Примером может служить внедрение систем для маршрутизации и решений для сборки заказов.
- Сократился горизонт планирования: бизнес работает над снижением издержек. Более осторожный выбор проектов, отказ от рискованных и экспериментальных идей. Вместо этого на первый план выходят экономия и операционная эффективность.
- Ритейлеры выделяют следующие направления в качестве приоритетных: удержание эффективности процессов, освоение новых ниш и внедрение цифровизации в логистические процессы, в особенности в складские системы.
Из примечательного: в России
запустили «Реестр надёжных курьерских служб». Это информационно-аналитическая платформа, на которой представлен реестр, рейтинг, аналитические срезы и персональные карточки служб доставки. Цель — сформировать единые стандарты оказания услуг курьерской доставки.