Развитие FMCG-ритейла в 2019 году
Адаптация к изменившимся условиям и продолжение своей деятельности
В отличие от непредсказуемого 2020 года, 2019 год показал себя экономически стабильным — рост крупнейших российских сетей это подтверждает, а компания X5 Retail Group обогнала по темпам развития американский Amazon в рейтинге Deloitte.

Проанализировав список самых быстроразвивающихся компаний российского ритейла, мы собрали интересную информацию о российских сетях.

X5 Retail Group

По подсчетам компании Deloitte, X5 Retail Group является крупнейшим российским ритейлером и обгоняет всех российских конкурентов по темпам роста. В глобальном рейтинге топ-50 наиболее динамично развивающихся игроков X5 Retail Group занимает 11-е место с ростом выручки в 23,4% за последние пять лет.

В прошедшем году Компания открыла 3 новых распределительных центра общей площадью 81,1 тыс. кв. м. В рамках программы повышения эффективности в течение 2019 года X5 Retail Group проводили оптимизацию торговых точек — открывали новые и закрывали нерентабельные магазины:
По сравнению с предыдущим годом темпы открытия магазинов в 2019 году замедлились на 19,2%, но это не помешало росту общей выручки X5 Retail Group на 13,3%:
Отрицательные показатели «Карусели» объясняются ростом давления со стороны формата магазинов «у дома», а также программой трансформации сети (распродажи в магазинах, которые планируется закрыть/передать «Перекрестку»).
Магнит
По состоянию на конец 2019 года общее количество магазинов сети составило 20 725. Торговая площадь «Магнита» увеличилась на 814 тыс. кв. м (рост на 12,7% год к году):
Чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% и составила 1 332,9 млрд руб. Большой рост показали оптовые продажи — на 77,4% год к году до 35,8 млрд руб. преимущественно за счет дистрибуции фармацевтических товаров.
По итогам 2019 года чистая прибыль Магнита сократилась на 49% год к году и составила 17,1 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б. п. год к году до 1,3%.
Лента
Результаты работы «Ленты» в 2019 году не порадовали генерального директора Германа Тинга. Он отметил, что в 4 квартале 2019 ритейлер показал снижение выручки на 1,4% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Однако, в целом за 2019 год сеть увеличила выручку на 1% до 417,5 млрд рублей (в 2018 г. — 413,6 млрд рублей):
Чистый убыток на фоне неденежных расходов составил 2,1 млрд рублей с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% по сравнению с чистой прибылью 11,7 млрд рублей и рентабельностью 2,9% в 2018 году.

Общее число магазинов «Ленты» по состоянию на 31 декабря 2019 г. составило 380:
О’КЕЙ
В IV квартале 2019 года Компания произвела ребрендинг ряда существующих собственных торговых марок и расширила ассортимент товаров, в том числе сезонных, добавив в портфель марок новые SKU. На своем сайте Окей опубликовали операционные результаты 2019 года:
Дикси – Бристоль – Красное&Белое
В конце 2019 года три крупных игрока на рынке ритейла завершили сделку по объединению, управление осуществляется компанией «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». По прогнозам одного из бенефициаров, Сергея Студенникова, в 2019 году общая выручка компании может составить 800 млрд рублей. С таким показателем группа выйдет на третье место по объему выручки на российском продуктовом рынке, потеснив «Ленту».

Дикси + Виктория + Мегамарт + Бристоль + Красное&Белое

Metro
В 2018/2019 финансовом году (завершился 30 сентября) в результате отрицательного влияния изменений валютных курсов отчетные продажи компании в России сократились на 5,4%. Менеджмент компании оценивает эти результаты положительно и планирует стабилизировать прибыль в ближайшее время: по сравнению с 7% падения продаж годом ранее это говорит о переломе негативного тренда.
Глава Metro в России Мартин Шумахер сообщил, что в ближайшее время компания не планирует открывать в стране большие магазины традиционного оптового формата, но будет заниматься повышением эффективности существующих точек.

Также Metro изучает форматы меньшей площади, например, торговые точки, ориентированные на небольших трейдеров, и компактные склады, которые позволят расширить сеть доставки.
Фасоль
Дочерняя компания Metro «Фасоль» показала себя достаточно выгодным проектом, но и ее темпы развития по сравнению с 2018 годом немного снизились:
Ашан
На официальном сайте ритейлера указано, что в России работает 311 магазинов под управлением «Ашан». Если сравнивать с данными за 2018 год, сеть расширилась на 6 магазинов. Сама компания не раскрывает данные по итогам 2019 года, однако, по оценке InfoLine, выручка Auchan на российском рынке в прошлом году упала на 13%.

По словам гендиректора российского подразделения «Ашана» Йоханнеса Толайа в 2020 году не планируется открытие новых точек. Все ресурсы компания направит на создание новой концепции сети. К 2023 году Ашан планирует разместить собственные рестораны на территории магазина, расширить ассортимент свежей продукции, подключить доставку и разместить сеть постаматов для выдачи заказов.
Выручка FMCG-сетей в 2019 году
Для закрепления полученных результатов и улучшения своих показателей многие компании запланировали масштабные изменения на 2020 год:

  1. X5 Retail Group станет полноценным участником рынка доставки готовой еды и составит конкуренцию «Яндекс.Еде» и Delivery Club — Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group.
  2. Магнит сокращает портфель собственных марок и будет развивать оставшиеся как бренд производителя — Владимир Сорокин, коммерческий директор «Магнита».
  3. Дикси планируют развивать онлайн продажи через маркетплейс Ozon.
  4. Фокус Метро будет постепенно сдвигаться на B2B-сегмент и оптовые продажи — Мартин Шумахер, CEO Metro Cash & Carry в России.
Надеемся, что несмотря на все потрясения, с которых начался 2020 год, FMCG-рынку удастся от них оправиться и продолжить рост.
Тренды 2023 года
Многие эксперты уже опубликовали тренды предстоящего года, представляем некоторые из них:
  • Стремительный рост e-commerce
  • Маркетплейсы продолжат своё развитие, дополнительными каналами станут соцсети
  • Социальная коммерция станет новым каналом продаж
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара
  • Произойдёт рост вложений в продвижение на маркетплейсах
  • Интернет-магазины будут развивать собственную систему доставки
  • Роботизация и чат-боты
  • Внедрение технологий дополненной реальности
  • Использование динамического ценообразования
Подробнее о трендах 2023 года читайте в статье:

Хочу получать новые статьи раз в месяц