Тренды ePharma 2024−2030

Делимся прогнозами по онлайн-сегменту фармацевтики
Геополитические события последних двух лет окончательно определили курс на максимальное импортозамещение и сформировали новые законодательные приоритеты. Так, 7 июня 2023 Правительство РФ утвердило стратегию развития фармацевтической промышленности до 2030 года. Ожидается рост выпуска качественных, эффективных и безопасных лекарств и повышение их доступности.
Собрали прогнозы и тенденции ePharma на ближайшие годы.
Что было в 2023 году
Прежде чем перейти к прогнозам, вспомним, что происходило с ePharma в 2023 году. Темпы роста онлайн-сегмента фармацевтической розницы по итогам трёх кварталов 2023 года значительно опережают аналогичные показатели привычного офлайн-формата.
За 11 месяцев 2023 года на крупнейших российских маркетплейсах было продано безрецептурных препаратов на сумму 3,3 млрд рублей, что на 109% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Этот наибольший рост среди всех фармацевтических категорий с лечебной косметикой, БАДами и медицинскими изделиями.
2023 год показал ещё более отчётливо перспективы развития онлайн-канала на потребительском рынке фармацевтики.
Читайте подробнее в статье «Как себя чувствовала ePharma в 2023»
Прогнозы в мировой фарме
К 2025 году доля онлайн-товаров для здоровья вырастет до одной трети всех товаров для здоровья
В течение последних пяти лет глобальное потребление лекарств в натуральном выражении увеличилось на 14%, и прогнозируется, что к 2028 году оно возрастёт ещё на 12%. В то же время финансовые затраты на медикаменты выросли на 35% и ожидается рост на 38% до 2028 года. Важную роль в этом играют брендовые продукты, а потери от снижения их эксклюзивности также значительно увеличатся. Такие выводы содержатся в прогнозе IQVIA «Глобальное использование лекарств в мире: перспективы до 2028 года».
Прогноз роста фармы год к году с разбивкой по крупным игрокам и континентам.
В период с 2022 по 2030 год ожидается значительный рост в сегменте фармацевтической электронной коммерции: онлайн-покупки лекарств и других фармацевтических препаратов увеличится практически в пять раз. С оценкой рынка в 1,2 миллиарда долларов в 2022 году, прогнозируется, что к началу следующего десятилетия цифра достигнет 6,2 миллиарда долларов.
Согласно оценкам к 2025 году доля онлайн-товаров для здоровья вырастет до одной трети всех товаров для здоровья, которые продаются в мире. Прогнозы указывают на то, что мировой рынок медикаментов будет расти на уровне 3−6% ежегодно до 2025 года, когда его общая стоимость достигнет порядка 1,6 триллиона долларов. Важно отметить, что эти цифры не включают расходы на вакцинацию от COVID-19, которые по прогнозам составят около 157 миллиардов долларов.
В развитых странах основным двигателем роста станет внедрение инновационных методов лечения, что будет сбалансировано жизненным циклом патентов и рыночной конкуренцией с дженериками и биоаналогами. Ожидается, что новые фармацевтические бренды будут продолжать исторические по размерам инвестиции в разработку новых лекарственных средств до 2025 года, поддерживая тенденцию последних пяти лет.
Мировой рекламный бюджет в фармацевтике и здравоохранении увеличится на 11% в 2024
Рост расходов на рекламу в 2024 в секторе фармацевтика и здравоохранение составит 11% согласно данным Всемирного центра исследования рекламы The World Advertising Research Centre, WARC.
Прогнозируемый рост трат на рекламу в мире в разных отраслях согласно WARC Media
Прогнозы для российской фармы
РАФМ не верит в рост фармы в ближайшие годы
Что касается российского маркетинга, то специалисты Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ) выразили мнение, что в ближайшем будущем российский фармацевтический рынок не покажет значительного роста. Основная причина — замещение уходящих зарубежных продуктов более дешёвыми аналогами, что не способствует росту рынка. Такую точку зрения выражает Олег Фельдман, сопредседатель направления здравоохранения в Ipsos и Координационного совета РАФМ.
«Мы находимся почти в патовой ситуации, — сказал Фельдман. — Если раньше мы все-таки формулировали какие-то драйверы развития рынка, то сейчас об этом говорить очень тяжело. Лично я их совершенно не вижу».
Схожую позицию занял и генеральный директор компании DSM Group, член координационного совета РАФМ, ведущий заседания Сергей Шуляк:
«Факторов динамичного роста как в государственном сегменте, так и в розничном нет. Поэтому в следующем году, видимо, в цифрах мы увидим умеренный рост — не более 8—10%».
Правительство РФ: доля отечественных препаратов на рынке должна составить 42,6% до 2030 года
Правительство РФ утвердило стратегию, которая позволит обеспечить лекарственную независимость и безопасность России. Об этом сообщила пресс-служба правительства.
Стратегия «Фарма-2030» ставит перед собой амбициозные цели для отечественной фармацевтической отрасли, предвещая рост рынка до 3,7 трлн рублей и увеличение экспорта до 3,4 млрд долларов. Причём доля отечественных препаратов должна составить 42,6%, а доля препаратов с полным циклом производства и в перечне стратегически важных должна достичь 80%.
На главном деловом событии фармацевтической отрасли форуме «Лекарственная безопасность» среди основных тематик обсуждались импортозамещение лекарственных препаратов и медицинских изделий и повышение доверия к российским лекарственным средствам. Важно отметить, что обсуждалась и цифровизация в сфере лекарственного обеспечения.
Онлайн-продажа рецептурных лекарств
1 марта 2023 года начался эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств и должен был завершиться 1 марта 2026 года — ровно три года спустя. Однако за семь месяцев услугой доставки рецептурных лекарств воспользовались всего 147 раз.
Провал связан с тем, каждый регион устанавливал свои требования к участникам процесса. К примеру, в Москве надо было интегрироваться с ЕМИАС, что принципиально меняло механику.
Несмотря не неудачу с пилотным запуском, предполагаем, что онлайн-продажа рецептурных лекарств — это вопрос времени.
Сфера парафармацевтики в онлайне будет только укрепляться
Согласно исследованию Digital Pharma отраслевые экосистемы могут стать основой спонтанного потребления и повышения качества клиентского опыта, а также сформировать новый клиентоцентричный подход к эффективному продвижению продукции в digital-мире.
Будут расти сегменты с высокой частотой потребления, например, витамины, БАД, косметика. Об этом косвенно свидетельствуют и крупные слияния 2023 года: «Лента» приобрела интернет-сервис по доставке продуктов питания «Утконос», а «Магнит» — становится маркетплейсом. Один из крупнейших ритейлеров в России достиг соглашения о приобретении онлайн-площадки KazanExpress.
Искусственный интеллект ускорит цифровизацию
Компании будут больше генерировать контент с помощью ИИ, например, создавать привлекательные описания продуктов, разрабатывать креативные рекламные слоганы. Чат-боты будут помогать автоматизировать процессы, возможность молниеносно анализировать огромные объёмы данных помогут в предиктивной аналитике.
Можно предположить, что первичное обследование также будет проводить искусственный интеллект, а в обозримом будущем будет введена система электронных рецептов.
Умение прогнозировать тренды — важная часть успешного бизнеса. Мы собрали некоторые тренды, которые могут дать толчок для размышлений в среднесрочном и долгосрочном планировании. Если хотите получить ценные инсайты о положении конкурентов на рынке прямо сейчас, воспользуйтесь возможностями платформы Metacommerce. Это инструмент, который помогает бизнесам собирать, анализировать и интерпретировать данные о продуктах, конкурентах и рынке.

Дата публикации: 15.02.2024